Чудо о Поясе
Сергей Белозерский
28
ноября 2011 г. Источник: Радонеж
www.pravoslavie.ru/smi/50117.htm
Москва — и вся Россия — в
последние дни являются свидетелями явления, которое кого-то радует,
кого-то повергает в недоумение, кого-то откровенно злит, кого-то
заставляет задуматься. Сотни тысяч человек со всей страны проводят
по двадцать часов, стоя на холоде, что прикоснуться к одной из
величайших святынь православного мира — поясу Богородицы.
Это мужчины и женщины, молодые
и пожилые, многие с детьми; они ведут себя очень спокойно и тихо, но
их поведение — это очень серьезный вызов всему современному
обществу.
Это люди, готовые в мире,
помешанном на удобствах, претерпевать весьма значительные
неудобства. Те, кто готов проводить долгие часы — и десятки часов —
на холоде и в тесноте. Мимо рекламных щитов, предлагающих различные
способы увеличить свой комфорт и всячески "понежить свое тело белое,
рыхлое, рассыпчатое" — медленно продвигается очередь людей, которые,
по слову Апостола, "усмиряют и порабощают тело свое" (1Кор.9:27).
Мимо сверкающих витрин магазинов, где расторопные продавцы бросаются
сию минуту обслужить капризных клиентов, проходит шествие людей,
готовых долготерпеть и смиряться, чтобы приблизиться к Святыне.
Среди мира, поглощенного одной страстью — зарабатывать и тратить
деньги — идут люди, которые готовы терпеть лишения и труд ради того,
что не конвертируется в доллары и евро, вещи и удовольствия.
Мир смотрит на них с
недоумением — как такое может быть? Кто платит этой массовке? Никто?
У самых богатых людей в стране не хватило бы денег нанять эти сотни
тысяч людей на эти многие часы. Политические активисты могут собрать
лишь совсем небольшие группы сторонников — и никто из них не смеет
мечтать о сотнях тысяч людей, которые ради них бы вышли на мороз.
Мы видели, как в арабских
странах множество людей выходили на улицы — но это были смуты и
революции, толпы были охвачены отчаянием, гневом и ненавистью, шли
драться и убивать. Да и там, где до смуты все же далеко, большие
толпы на улицах, массовые шествия, всегда сопровождаются
какими-нибудь безобразиями — битьем витрин, поджогами машин. Недавно
мы видели толпы британцев, которые шли грабить магазины в своих
городах. Обычно толпы на улицах — это явление скорее пугающее.
Но не это мы видим сейчас.
Сотни тысяч русских людей на улицах Москвы и других городов идут
кротко и мирно, смиренно и терпеливо, с тихой радостью и надеждой.
Нельзя не отметить, что мы являемся свидетелями чего-то чрезвычайно
необычного; давайте называть вещи своими именами — чуда. Явления
благодати Божией в нашем падшем мире.
И как это бывает с чудесами,
одни убеждаются и с трепетом веруют, другие ищут "естественные" —
естественные для них — объяснения. Некоторые полагают, что люди
стоят в надежде получить "сверхъестественные медицинские услуги",
некоторые другие издевательски сравнивают собравшихся с легковерными
клиентами каких-нибудь экстрасенсов. Где они видели клиентов,
способных выстаивать многие часы на холоде — остается неясным. В
этом есть что-то, напоминающее историю Лазаря. Как повествует
Евангелист,
"Иисус говорит ей: не сказал ли
Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли
камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и
сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты
всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего,
чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким
голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам
погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус
говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев,
пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.
(Иоан.11:40-46)"
Мы не знаем, что говорили себе
и друг другу те, кто не уверовали — возможно, они убеждали себя в
том, что тут кроется какая-то хитрость и подлог, что Лазарь лежал,
притворяясь мертвым и обложившись чем-нибудь гнилым для запаха. Мы
не знаем, как эти люди обманывали себя; люди и тогда, и сейчас
чрезвычайно изобретательны на самообман. Но те, кто не стали
утруждать себя придумыванием отговорок, уверовали. И сегодня мы
видим, как Россия, о которой многие говорили — кто-то с
удовлетворением, кто-то, напротив, со скорбью, что она "уже смердит"
— вызывается из своего гроба голосом благодати Божией.
Кого-то смущает само почитание
реликвий. Но Святая Церковь — это семья, а в семье нет ничего
естественней реликвий. С каким волнением в некоторых семьях
передаются предметы, принадлежавшие прадеду, его деду или еще более
далеким предкам! Реликвии делают историю семьи живой, осязаемой. Это
так и для Церкви — все, что принадлежит святым, что несет на себе
печать их присутствия, дорого сердцу Христианина. Тем более это так,
когда речь идет о реликвии, относящейся к Той, которую с бесконечной
любовью и благоговением чтит Православная Русь, Пресвятой Владычице
нашей Богородице.
Кто-то не верит, что
материальный предмет может быть причастен благодати Божией; но
примеры этого есть уже в Писании: "Бог же творил немало чудес руками
Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и
у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.
(Деян.19:11,12)"
Кто-то ставит в упрек людям,
идущим к Поясу Богородицы то, что их вера, возможно, недостаточно
возвышенна, что они ищут помощи в чем-то земном — в чадородии, в
обретении здоровья, в семейной жизни. Но разве в том, чтобы искать
помощи Божией во всех этих добрых и полезных вещах есть что-то
неправильное? Ведь и на каждой Литургии мы просим о наших земных
нуждах. Может быть — ведь наверняка, там стоят разные люди — у
кого-то из них и не хватает богословских знаний. Что же, это дело
поправимое — было бы желание, сердечная обращенность к Господу,
поиск Его милости. А у людей, готовых претерпевать долгие часы
ожидания, чтобы прикоснуться к Святыне, все это есть. Поблагодарим
же Господа и Его Пречистую Матерь за явленную нам чудесную милость.
Сергей Белозерский