Как развалить систему образования: диверсионная программа
Сандаков Д.Б.
Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении
качества образования не является новой. Об этом недавно в Госдуме во
всеуслышание заявил Владимир Жириновский: «… надо сдерживать
образование, если мы хотим стабильности. Если мы раскрутим
образование, вы сами себя обречете на уничтожение. Об этом подумайте».
Тем не менее, в «теорию заговора» поверить всегда труднее, чем в
простую человеческую глупость. В данной статье я предлагаю проверить
правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества
образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.
Лирически-методологическое предисловие
Когда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких
«Волны гасят ветер». На описанной в книге Земле будущего было такая
профессия – прогрессор. Прогрессоры внедрялись в другие менее
развитые, чем Земля цивилизации и исподволь направляли общество к
прогрессу в нужном направлении. И вот однажды некого прогрессора
пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют
законспирированныепрогресоры более высокоразвитых цивилизаций? Надо
их обнаружить! Но как? Автор идеи предложил трех-шаговую методику
выявления инопланетныхпрогрессоров. Во-первых, предположим и
допустим, что они действительно существуют. Во-вторых, зная их цели,
попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали
на их месте). В-третьих, будем искать совпадения между нашим
прогнозом и реальными событиями на Земле. А далее в книге
описывается история применения этой методики, благодаря которой
шайка законспирированныхпрогрессоров была вскрыта и обезврежена.
Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к
системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве
действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся
при СССР систему образования. Подумаем, что для этого надо было бы
сделать и будем искать совпадения в реальной жизни. В данном случае
я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую
диверсионную план-программу развала системы образования. А Вы,
уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте
выводы.
Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере
высшего образования) получилась из 7 пунктов.
1. Снижение творческой мотивации педагогов
Общая идея.
Как учил товарищ Сталин, «кадры решают все». Проблемы в том, что
педагоги высшей школы – кадры еще те. В своей массе в ВУЗах работают
самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за
зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и
потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую
и творческую мотивацию этих гвоздей людей? Их нужно унизить.
Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они
служат. Обостренно чувство справедливости, обычно присущее
самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело –
они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно
унизила.
Конкретные действия.
Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором
меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его
зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были
на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит
статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и
породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуация
именно до абсурда - чтобы профессора/доктора получали меньше
уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в
состояние аффекта. Дополнительно в ВУЗах следует создавать
иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги,
учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный
рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не
сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.
2. Подрыв авторитета педагогов
Общая идея.
Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку
богатство является показателем социального статуса человека,
студенты в основной массе будут презрительно относиться к
преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При
таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность
близкую к нулевой.
Конкретные действия.
Смотри пункт 1.
3. Бюрократизация учебного процесса
Общая идея.
Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили
дурные мыcли, он должен быть постоянно занят; не важно чем, главное
– занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли,
они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой
работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не
принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.
Конкретные действия.
Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных
и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы
основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать
заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные,
упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут
найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность
необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30%
всех бумаг следует требовать предоставить срочно и
с-сегодня-на-завтра.
4. Либерализация учебного процесса
Общая идея.
Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает
сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого
эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко
снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с
Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из
кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили
своих учеников? Результата был – ого-го! Для снижения качества
образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс.
Человек - существо ленивое (студент – в особенности), поэтому
студенту, вырвавшемуся из под контроля школы и родителей и не
попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.
Конкретные действия.
Свободное (пусть не dejure, но defacto) посещение
лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество
пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале –
вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше
капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.
5. Разрушение интеллектуальной атмосферы
Общая идея.
В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание
образовательного поля. Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за
нобелевскими лауреатами и известным учеными и готовы платить им
килбаксы просто за факт присутствия. Почему учёные любят ездить на
конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются»
и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)? Да потому, что они
там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает
уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и
рождают хорошие идеи. Однако это интеллектуальное поле легко
разрушается под действием низкоуровневых вибрация? Достаточно ввести
в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет. Если
идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле
идиотства, в котором люди глупеют.
Конкретные действия.
Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов,
бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:
- лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
- сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко
выявляет вышеуказанные патологические типы),
- снизить порог поступления до уровня двоченика (для этого надо
увеличить набор студентов).
Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных
бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами
оплачивать свое обучения, количество преподавателей не увеличивать,
увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов
1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на
одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный
процесс, превращая его в потогонный конвейер.
6. Подбор руководящих кадров
Общая идея.
На высшие руководящие должности в системе образования необходимо
расставить людей, не соответствующих этим должностям. При правильном
подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован.
Конкретные действия.
Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе
образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и
уважением в среде своих коллег. Во-вторых, «крепких
хозяйственников», но не мыслителями, которые в состоянии
сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих,
людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они
будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и
будут идеально повиноваться и хранить тайну.
Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются
следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные,
агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.
7. Маскировка
Общая идея.
Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление
общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному.
Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в
него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди
(враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их
обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному.
Конкретные действия.
Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум
о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи
отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.)
выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать
внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого
периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять
5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество
лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом
отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.;
предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае
найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против
второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и
распыляет свою протестную энергию.
Замечания к программе
Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают
действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники
ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.).
После этого деградация образовательной системы приобретает
необратимый и самоподдерживающийся характер.
Вот собственно и все. Как видите – ничего сложного.
Для облегчения сравнения диверсионной программы Сандакова с
реальными фактами приведу небольшой список показательных новостей
образования за последнее годы (читайте, сравнивайте и оценивайте
вероятность случайного совпадения):
Медведев распорядился уволить 140 тысяч преподавателей ВУЗов
В Беларуси профессора зарабатывают в 100 раз меньше футболистов
Министр образования Беларуси: бумажной работы в школе «может быть и
гораздо больше»
В Беларуси на одного студента расходуется в 7 раз меньше средств,
чем в Евросоюзе
Министр образования России дал характеристику белорусским
профессорам: нищеброды, бездари и взяточники
7 баллов по ЦТ можно набрать, не читая заданий
Белорусскую АЭС будут обслуживать специалисты, имеющие при
поступлении 189 баллов из 400
Жириновский требует звания академика за открытие главного принципа
управления образованием в 21 веке
Министр образования Беларуси: учителя довольны свой зарплатой в 3
миллиона рублей
Январь 2013, г. Минск